назад

Создаём радиостанцию в инте

Суть в следующем: у тебя уже есть комп, есть локальная сеть с выходом в Инет, горы музыки и непреодолимое желание побыть хотя бы временно в роли ди-джея инет-радиостанции, вещающей на локалку или на Инет.

Уже ставший родным сверхпопулярный mp3 недавно сделали тоже streaming-форматом. Для этого была специально разработана технология Shoutcast. Приятный момент состоит в том, что принимать в реальном времени потоки mp3 в формате Shoutcast можно в самом обычном плейере WinAmp (тяни последнюю версию с www.winamp.com), который распространяется совершенно бесплатно.

Явным лидером является MP3 Shoutcast, так как менее требователен к ресурсам. Сами разработчики говорят, что при битрейте 24 kbps на 300 MHz можно тянуть до 500 юзеров. Я думаю, это небольшое преувеличение, но все-таки факт остается фактом.

Ты, наверное, не раз натыкался в Инете на радиостанции. Говорил что-то наподобие "Ух ты" и безжалостно сажал свой Инет ради сладких минут музыки. Далеко за примером ходить не надо, в свое время работало ксакеп-радио, которое сейчас ушло в бессрочный декрет :). Сейчас все больше появляется на свет локалок-домов и больших сетей, которые дружно выходят в Инет. Если ты один из них, то не думал ли ты сделать свое собственное инет-радио, чтобы охали и ахали другие? Главное - желание, а техническую сторону дела я тебе сейчас расскажу. Правда, я не буду писать, где снять помещение для вещания, как купить выделенную линию или как собрать комп, с которого ты будешь вещать нон-стоп. Какой ложкой кушать, ты выберешь сам :). Суть в следующем: у тебя уже есть комп, есть локальная сеть с выходом в Инет, горы музыки и непреодолимое желание побыть хотя бы временно в роли ди-джея инет-радиостанции, вещающей на локалку или на Инет. Придумай своей станции модное название типа Pupkin-Radio, и поехали. Как оно пашет? Для того чтобы слушать или смотреть что-нибудь через Инет, хомосапиенсы придумали поточную (streaming) передачу данных. Ее основной плюс состоит в том, что на принимающей стороне проигрывать получаемую информацию можно, не дожидаясь полной передачи данных. Благодаря этой фиче появилась возможность передавать большие файлы или непрерывную информацию без простоев. Точнее - они могут быть (идет буферизация), но зависят от скорости соединения и качества принимаемой инфы. Поэтому многие инет-станции делают несколько вариантов прослушивания: для пользователей с модемных линий, у которых связь, мягко говоря, не шоколадная, и для пользователей на выделенных линиях. Для того чтобы твоим будущим слушателям было, что слушать :), тебе нужно поставить себе сервер, который будет проигрывать выбранную байду. Радиовещание осуществляется в разных форматах, наиболее популярные на сегодня: Microsoft Windows Media Audio и MP3 Shoutcast. Что именно ставить, ты выберешь, прочитав статью. А пока кратенько по каждому.

Microsoft Windows Media Audio

Прямой потомок микромягкого, поддерживающий формат Windows Media Audio (WMA), входит в спецификацию ASF. Понятное дело, что этот формат с остервенением двигает Microsoft :). Для проигрывания музыки нужно поставить Windows Media Encoder, а для прослушивания в реальном времени понадобится Windows Media Player (желательно последней версии). Благодаря опять же микромягкому Windows Media Player идеально работает через Internet Explorer (лучше экспериментировать на пятой или выше версии), но не всегда хочет запускаться в других браузерах, включая НетШкафу (Netscape Communicator). В последних версиях с этим проще, но придется повозиться с установкой :).

MP3 Shoutcast

Уже ставший родным, сверхпопулярный mp3 недавно сделали тоже streaming-форматом. Для этого была специально разработана технология Shoutcast. Приятный момент состоит в том, что принимать в реальном времени потоки mp3 в формате Shoutcast можно на самом обычном плейере WinAmp (тяни последнюю версию с www.winamp.com), который распространяется совершенно бесплатно. Качество потоковой трансляции, как я говорил выше, напрямую зависит от пропускной способности канала. К примеру, на модеме 33,6 Кбит/с можно без особых проблем принимать трансляции с битрейтами 16 или 24 Кбит/с, а начиная с битрейта 32 Кбит/с, модем уже не справится и начнет чихать. А подавляющая масса твоих потенциальных слушателей подключена к Инету все еще через момед. Поэтому пока наиболее актуальной является трансляция МР3 с битрейтом не более 56 Кбит/с. Конечно, это не CD-качество (от 128 до 256 Кбит/с). Но даже при битрейте 16 Кбит/с звук в mp3 будет более богатым по частотам, чем в том же RealAudio. Многие считают (я в том числе), что MP3 Shoutcast - на сегодня лучший вариант для музыкального радио в сети.

Microsoft Windows Media Encoder (www.microsoft.com/windows/windowsmedia/download)

Для юзания Windows Media Audio тебе нужно будет для начала установить Windows Media Encoder, который весит по нынешним меркам копейки - 5,13 Мб. Есть версии под 98-ые окна (вторая редакция) и под Y2K. Рекомендуются Y2K с 3-им камнем и 256-метровыми мозгами.

Установка проходит на автопилоте, так что можешь заниматься своими делами. По окончании тебе предложат почитать про установленное чудо и запустить его. Запускаю. Для ленивых выкидывает сразу окошко-Wizard (последующий запуск можно отключить, сняв галку), отвечая на нудные вопросы которого, ты сможешь сконфигурировать свои дела на лету. Все предельно просто и понятно.

Всего вариантов работы с программой три: потоковая передача, запись звука или видео, преобразование аудио/видео в формат Windows Media. Тебе понадобится, естественно, первая фенька. Смело тыкай, после чего попадешь в настройки вещания. Тут тебе дадут выбрать адрес и порт, по которым тебя будут искать нерадивые юзеры. Первым идет URL для подключения по Инету, а вторым идет URL для подключения по локалке. По умолчанию в качестве первого урла он выхватил мой адрес в подсети.

Далее следует не менее важная инфа о качестве вещания. Либо смело выбирай из уже перечисленных профилей, либо создай свой и настрой под себя. Изначально тебе предлагают:

- для одноканальных ISDN-соединений (64 Кбит/с);

- для удаленных модемных соединений (56 Кбит/с);

- для низкоскоростной передачи речи (6,5 Кбит/с);

- качество радио FM для удаленных модемных соединений (28,8 Кбит/с, стерео);

- качество радио УКВ для удаленных модемных соединений (28,8 Кбит/с, моно);

- качество, близкое к лазерному (64 Кбит/с, стерео);

- лазерное качество (96 Кбит/с, стерео);

- прозрачное лазерное качество (128 Кбит/с, стерео).

По-моему, этого более чем достаточно. При желании ты можешь сохранять на винт то, что будет проигрываться. Останется потомкам, но винт тогда у тебя кончится очень быстро :). Кроме этого, тебя попросят ввести сведения о радиостанции, которые будут показываться в плейерах желающих тебя послушать (название станции, автор, авторские права). Вот в принципе и все. Дальше запускается сам сервер.

Все, что ты настраивал в Wizard-е, теперь доступно тут из менюшек. А рабочая область состоит из отдельно отключаемых/подключаемых панелек. Основная из них - Монитор - содержит три вкладки: Общие, Сведения о параметрах отображения и Подключения. Тут ты сможешь отслеживать и контролировать процесс вещания и подключения новых слушателей. К сожалению, контроля над подключениями нет никакого. Нельзя закрыть доступ определенным адресам или отключить уже сидящих. При необходимости тебе придется использовать дополнительный фаервол.

К ресурсам программа оказалось достаточно прожорливой и при большом количестве подключений серьезно грузила даже проц на конфигурации P3/700/256. Чуть попроще, когда вещание идет только на локалку. Так что если ты рассчитываешь на большую аудиторию фанатов твоей радиостанции, то тебе нужно прежде серьезно подумать о железе. Принцип проигрывания - просто дерет все, что идет на звуковуху. В этом есть свой плюс и свой минус. Плюс - можно микшировать все что угодно, включая твои вопли в микрофон :). А минус - будут слышны любые посторонние звуки, например, щелчки при закрытии окон, если они у тебя определены.

MP3 Shoutcast (www.shoutcast.com/download)

Тут установка будет в два приема: сначала нужно установить плугин к Winamp, а потом сам сервер. Начинай с плугина (около 230 Кб). Установка проходит молниеносно и безболезненно.

Посмотреть ты его можешь в Visualization -> Select Plugin -> DSP/Effect, где выбираешь Nullsoft SHOUTcast Source DSP. Это и есть как раз тот плугин, который ты только что установил. В самом плугине есть некоторые настройки, но пока займись установкой сервера.

Установка сервера проходит тоже без дополнительных запросов и напрягов. Создается директория SHOUTcast и туда сливаются необходимые файлики. Топаешь туда и запускаешь sc_serv.exe. Сервер запускается и переходит в режим ожидания. Изначально ожидается подключение источника (Source) на заранее сконфигурированный порт.

Реально тебе тут нужна будет менюшка Kill Server :), чтобы убить сервер, когда надоест. В Edit Config ты сможешь установить многие параметры сервера, к примеру, максимальное количество подключений (по умолчанию MaxUser=32), порт, к которому надо подрубаться слушателям (по умолчанию PortBase=8000), и пароль, с которым будет ожидаться подключение источника (по умолчанию Password=changeme). После успешного запуска сервера запускаешь сам WinAmp и лезешь в плугин (DSP/Effect). Когда ты его активизируешь, появится отдельное окошко с настройками для него. Во вкладке Output находится управление подключением к запущенному серверу. Нужно только задать необходимые хост, порт и пароль, а потом ткнуть Connect. При первом запуске там уже все проставлено по умолчанию, так что первым делом смени пароль. Есть еще удобство в том, что сервер и плейер-источник могут стоять на разных тачках, нужно будет знать только адрес, порт и пароль, чтобы подключить плугин к серверу. А перед этим нужно сначала определить формат исходящего потока. Это находится во вкладке Encoder. Вариантов тут уйма, начиная от 24kbps, 22kHz, mono и кончая 320kbps, 44kHz. То есть будет, где развернуться :). Удобно и то, что один источник ты можешь подключить к пяти разным серверам, определив в конфиге для них разные порты и пароли. Ты можешь для всех пяти на выходе поставить разное качество потока. Тогда модемщики будут слушать через один порт и с качеством похуже, а выделенщики по другому порту с лучшим качеством. Потом по статистике того же плугина посмотришь, кто из них больше вытянет из тебя инфы :).

Осталось только подписаться, для этого нажми во вкладке Output кнопенцию Yellowpages (я сначала подумал, что туда всучили рекламу книженции Желтые Страницы :)). Там ты сможешь ввести название своей станции, урл, аську, ирк-канал и тому подобное. Страна должна знать героев :). Наконец-то ты справился. Смело тыкаешь Connect и врубаешь музон в Winamp. Информация льется на сервер уже в выбранном формате. Осталось только подрубиться извне и послушать, что ты там начудил. Подрубаться к тебе нужно будет по адресу http://server:port/listen.pls. Я проверял локально, поэтому лез на http://localhost:8000/listen.pls.

Ресурсы программа лопает значительно меньшие по сравнению с Windows Media Encoder, а возможность разнести сервер и источник по разным тачкам уменьшает тем самым загруз каждой из них. Это видно уже и из минимальных требований: сервер 90 МГц и выше, Windows 95, 98, NT, 2000, ME, Mac OS X, Sparc Solaris 2.x, FreeBSD 3.x, FreeBSD 4.x либо Linux с ядром libc6. Windows Media Encoder требовал для нормальной работы 3-го пня на 700 МГц. По поводу версии под Lunix ничего сказать не могу, так как не юзал, но в Инете видел нарекания по линуксовой версии.

ВЫВОД

Явным лидером является MP3 Shoutcast, так как менее требователен к ресурсам. Сами разработчики говорят, что при битрейте 24 kbps на 300 MHz можно тянуть до 500 юзеров. Я думаю, это небольшое преувеличение, но все-таки факт остается фактом. А основная проблема упирается в сервак с высокой пропускной способностью. Если предел сервера будет превышен, то получишь конкретные тормоза. Плюс то, что в основе стоит формат mp3, в который сегодня кодируют всю музыку, что делает еще более соблазнительным этот софт. У Windows Media Encoder преимущество состоит в том, что музыка тянется совершенно любая и совершенно отовсюду, которую можно элементарно накладывать. И у Windows Media Encoder есть поддержка потокового видео, повсеместное использование которого не за горами. Мой совет - поставить обе проги и применять по мере надобности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВОРОТЫ

И какое радио обходится без своей заставки и без джинглов? Значит, тебе сам бог велел сделать свою, самую кульную заставку. Что-то типа "Тыц-тыц-тыц... Ты слушаешь Пу-у-у-у-упкин Радио! Пристегнись и поеха-а-а-али!... Тыц-тыц-тыц". Вариантов тут два: орать параллельно или сделать заготовку, запихав ее в плей-лист. Первый вариант в Windows Media Encoder реализуется просто - берешь микрофон, подключаешь и орешь :). В MP3 Shoutcast даже такая мелочь реализована более цивилизованно. Полезай во вкладку Input и вместо WinAmp в качестве Input Device выбери Soundcard Input.

Далее выбираешь Microphone (он же стоит по умолчанию), выставляешь соотношение сигнала музычки и твоих воплей, и вперед. Чтобы не мешали всякие нехорошие шумы, пока ты молчишь (а микрофон - штука чувствительная), тут заботливо предусмотрена кнопка Lock. Но это одноразово и тяготит сидением у компа. Куда проще сделать заготовку и поставить, скажем, через каждые десять песенок в плей-листе. Наиболее простой выход - Dance-подобные проги: DanceMachine, Techno eJay, HipHop eJay, Ibiza Summer Session eJay. Они просты в использовании и позволяют смешивать несколько дорожек. Есть даже только левый или правый канал, чтобы наорать в каждое ухо по очереди :). Сначала орешь свои речевки в микрофон и записываешь в обычный wav. Чем? Да хоть стандартными средствами виндов. Потом подбираешь себе фоновое сопровождение. Можно просто сграбить кусок любимой мелодии с диска. Импортируешь все необходимые звуки в ту же DanceMachine в качестве сэмплов и генеришь свое вступление. Можешь использовать сэмплы из самой проги, которых там прилично. Потом экспортируешь опять в wav и конвертишь в mp3. Тут могу посоветовать RazorLame (www.dors.de/razorlame или www.cd-rw.org/win32lame). Как сконвертишь - просто вставь в плей-лист и оп-ля.

назад

macolor site
Сайт управляется системой uCoz